Урок по теме «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»
Цели и задачи урока:
Ø Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России
Ø Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения
Ø Познакомить с климатическими «рекордами» России
Ø Формировать умение работы с климатическими картами
Оборудование: Климатическая и физическая карта России, презентация к уроку, учебник.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос домашнего задания, индивидуальная работа по тесту, групповая практическая работа на основе проблемно-поисковой деятельности.
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, проблемный.
Методы познания: анализ, сравнительный, картографический.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
Фронтальная беседа начинается с повторения понятий учащимися, которые записаны на доске.
Термины: суммарная радиация, изотерма, воздушные массы, циклон, антициклон, атмосферный фронт, осадки.
- Какие показатели характеризуют климат? (Средняя температура января и июля, годовое количество осадков, режим выпадения осадков, господствующие ветры, воздушные массы)
- От чего зависит распределение температуры воздуха? (От географической широты, суммарной радиации, подстилающей поверхности)
- Как может повлиять на климат господство над территорией антициклона? (В антициклоне устанавливается ясная погода. Зимы морозные, безветренные, усиливается выхолаживание за счет увеличения количества отраженной радиации. Лето жаркое, сухое)
- Каковы закономерности распределения осадков на Земле? (Осадки связаны с поясами низкого атмосферного давления. Количество выпадения осадков зависит от близости океана.)
- Что такое амплитуда температур?
3. Изучение темы урока "Распределение температуры на территории России"
Анализируем Рис. 34, 35 стр. 87-88 учебника под редакцией В.П. Дронова «География России. Природа. Население. Хозяйство».
Вопросы /Ответы Как вытянуты изотермы января? /Изотермы января вытянуты субмеридионально/ В какой части территории страны зима теплее, а в какой холоднее? /На юго-западе зима самая теплая, на северо-востоке самая холодная/ Какая наблюдается закономерность в изменении температуры зимой? /Чем восточнее, тем холоднее зима. С юго-запада на северо-восток/ Какая сила нарушает широтную закономерность изменения температуры? /Влияние Атлантического океана и западных ветров/ Почему на востоке зима холоднее? /Чем дальше на восток, тем сильнее охлаждается воздух. Он трансформируется, превращаясь из теплого, влажного в сухой и холодный, из-за большой протяженности территории с запада на восток. Зимой над Сибирью господствует антициклон/ Где были зафиксированы абсолютные минимумы? /Оймякон – 71оС, Верхоянск – 68оС/ Почему на побережье Тихого океана зима теплее? /Тихий океан согревает побережье, над Охотским морем формируются зимой циклоны/ Как вытянуты изотермы июля? Почему? /Направлены субширотно, главное влияние на распределение температур летом оказывает географическая широта, от нее зависит суммарная солнечная радиация. Закономерность распределения тепла: чем ближе к экватору, тем теплее в полной мере проявляется над Россией летом/ Работаем с климатической картой России
- Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0 ?
- Определите годовую амплитуду температур в городах Мурманск, Салехард, Оймяконе.
- О чем говорит увеличение амплитуды температур? (О континентальности климата)
Распределение осадков
Анализируем Рис. 36 «Годовое количество осадков» стр. 89 учебника.
- Как распределяется количество осадков по территории России? От каких факторов зависит?
Практикум. Проводим исследование по карте.
Определить причины.
Следствие: На Восточно-Европейской равнине, между 55о – 65о с.ш. выпадает 600-800 мм, т.е. больше чем на Западно-Сибирской равнине. На севере России осадков выпадает мало. Склоны гор Урала, Алтая, Кавказа собирают влагу. На Дальнем Востоке осадков много, но выпадают неравномерно в течение года, и больше на восточных склонах хребтов. Коэффициент увлажнения
Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения (К), показывающий отношение годовой суммы осадков (О) к испаряемости (И) на этот же период: К=О/И
Испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях. Чем меньше коэффициент увлажнения (К), тем суше климат.
k =1Увлажнение достаточное, оно наиболее благоприятное для развития растительности k >1Увлажнение избыточное k < 1Недостаточное увлажнение характерно для степей (0,8-0,9) k<1 (0,3)Скудное увлажнение характерно для пустыни и полупустыни 4. Закрепление и применение знаний и умений.
Практическая работа по картам суммарной радиации, средних температур, коэффициентов увлажнения. Определить и записать в колонки таблицы: суммарную радиацию (ккал/см2), средние температуры июля и января, среднегодовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Пункт /Суммарная радиация /Средняя tС июля\января /Средне-годовое кол-во осадков /Испаряемость /Коэфф. увлаж-нения /Тип климата
Санкт-Петербург Мурманск Астрахань Красноярск Якутск Хабаровск Последнюю колонку в таблице заполнить на следующем уроке.
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание §18, р/т зад. , стр.
|