Пятница, 26.04.2024, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Творческое содружество "Континент"

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Современные учебники географии издательского центра «Вентана-Граф»: возможность выбора для реализации ФГОС
Современному обществу требуются грамотные люди, свободно владеющие полученными в школе знаниями и умеющие пользоваться ими. Знания и умения необходимы, чтобы быть успешным в информационном обществе. Сегодняшний школьник должен уметь применять обобщенные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях, для решения проблем, возникающих в реальной деятельности. 
Предмет география охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного, научного значения и формирует у школьников систему комплексных социально-ориентируемых знаний и особенную траекторию развития индивидуальной компетентности учащегося. Сейчас в распоряжении учителя и учеников огромный выбор методических материалов, дополнительных источников информации, форм и методов работы с использованием ИКТ. Но всё - таки главное место в системе обучения занимает учебник. Он является одним из источников передачи информации. Выбор учебника важен, так как, опираясь на учебник, учитель сможет реализовать в практике преподавания требуемые Стандартом результаты обучения.
Основная цель статьи – рассмотреть учебники географии издательского центра «Вентана - Граф» через призму соответствия современным требованиям и новым стандартам образования. Выяснить, как реализуется практическая направленность в учебниках Начального курса географии А.А. Летягина.
В основе этой линии учебников лежит «гуманистическая и культурологическая парадигма развивающего обучения, а методологией служит комплексный подход, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированным курсам.»1 
В рассматриваемой линии учебников реализуется современная концепция школьной географии – практическая направленность учебного предмета, формирование ключевых компетенций школьников. В образовательной системе «Алгоритм успеха» используются единые технологии деятельностного метода обучения, которые построены на основе системно-деятельностного подхода и внедрены с учетом специфики возраста обучающегося. 
Учебники А.А. Летягина отличает высокий научный уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи – научить ученика учиться. Учебный текст и внетекстовые компоненты составляют единое целое и органически дополняют друг друга. 
Логически связанное изложение программного учебного материала включает теорию, объяснение и методологию. Основные понятия начального курса географии выделены цветом и объясняются в тексте параграфа, что способствует развитию у учащихся образного и логического мышления, умения самостоятельно осмысленно формулировать определения понятий. Значения слов, выделенных курсивом, поясняет словарь терминов, который находится в конце учебника.
Внетекстовые компоненты (вопросы, задания, иллюстрации, цвет, курсив) выполняют обучающую и контролирующую функции. Аппарат организации усвоения – это система предложенных автором вопросов и заданий. Вопросы перед параграфом содействуют актуализации и выявлению опорных знаний, необходимых для изучения новой темы. Вопросы и задания в тексте «Школы географа-следопыта» направляют мыслительную деятельность учащихся на усвоение нового материала. Вопросы и задания в конце параграфа служат для закрепления знаний, применения их на практике и для контроля усвоения. Важно то, что вопросы и задания различаются по степени сложности, прослеживается уровневая дифференциация. Выполнение этих заданий требуют от учащихся применение знаний в знакомой ситуации (по образцу) или самостоятельного творческого подхода. 
Цвет, курсив ориентирует учащихся на прочное запоминание и усвоение данного понятия или наталкивает учащегося на поиск сути и понимания этого значения. Иллюстративный материал конкретизирует и дополняет текст новой информацией. 
Для развития у учащихся познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира автор создал в конце каждого параграфа рубрику «ВидеоГеография». Предусмотрена автором и проектная деятельность (создание презентации, фотоколлажа, моделирование, изготовление простейшего прибора), что позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике. 
Учебники А.А. Летягина имеют ярко выраженную практическую направленность и развивают у учащихся учебно-познавательные, информационные, социально-культурные, коммуникативные, предметные компетенции. Различные способы деятельности предлагает автор учащимся – вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Умело используя все эти виды деятельности на уроках, у учащихся развивается любознательность. В результате они овладевают предметными и метапредметными умениями и навыками: 
 умениями сопоставлять, прогнозировать, анализировать, находить взаимосвязи и взаимозависимости, обобщать и выделять главное; 
 приобретают организационные, коммуникативные и рефлексивные умения; 
 формируют географическую культуру.
Подводя итог, можно сделать вывод, что учебники полностью отвечают современным требованиям и новым образовательным стандартам. Благодаря возможностям методического аппарата способствуют формированию универсальных учебных действий у учащихся, формируют желание и умение учиться, развивают интерес к предмету.
 
Литература
1. И.В. Душина, А.А. Летягин, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова, Т.Л. Смоктунович Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников географии для 5-9 классов под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/ENode75
2. А.А. Летягин Презентация ФГОС НОО и ФГОС ООО как условие эффективной реализации «Начального курса географии», 2012.
3. А.А. Летягин Презентация Решение проблем «пространства и времени» средствами УМК по «Начальному курсу географии», 2012.
4. А.А. Летягин География. Начальный курс: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин; под общ. Ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил.
5. А.А. Летягин География. Начальный курс: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин; под общ. Ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
6. Методическое письмо "О критериях выбора учебника в условиях перехода на новый Стандарт" Научно-методический совет методической лаборатории географии ГАОУ ВПО МИОО http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=531
 

Категория: Cтатьи | Добавил: geografiya (06.09.2015)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РЦОКО
УМЦ

 

Полезные ссылки

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz