Воскресенье, 24.09.2017, 18:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Творческое содружество "Континент"

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Принципы организации и проведения научных исследований в экологическом образовании

«Принципы организации и проведения научных исследований в экологическом образовании»

Авторы:

Маркова Ольга Петровна, учитель географии МБОУ СОШ №16,

Шевырёва Татьяна Юрьевна, учитель географии МБОУ СОШ№27

 

«Личность не воспитывается по частям,

но создаётся синтетически всей суммой

воздействия, которой она подвергается»

(Макаренко А.С.)

         Внеурочная деятельность в настоящие время по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.

            Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

            Хочется остановиться на эколого- географическом краеведении, которое открывает широкие возможности  исследовательской деятельности обучающихся. Активное познание в области экологии  представляет большую самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды.

Сегодня экологическое образование – особая область педагогической теории и практики. Это непрерывный процесс обучения, воспитания, развития, цели которого- формирование у школьников ответственного и заботливого отношения к природе, воспитание гуманного отношения ко всему живому, привитие любви к родному краю. Важно, чтобы, получая научные знания о природе, ребенок почувствовал желание изучать и охранять природу, научился оценивать её состояние. От изучения родного края в узком смысле ученики могут переходить к углубленному изучению крупных географических зон страны в целом.

            Главное заинтересовать ученика, это позволит эффективнее использовать полученные знания. Ведь то, что интересно, запоминается быстро и надолго. У них вырабатывается внимательность, терпение, выносливость, трудолюбие, а также умение удивляться, радоваться, фантазировать. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся особенно применим в краеведческой работе, прививая учащимся умения и навыки самостоятельной работы. К таким исследованиям мы относим – ориентирование на местности, метеорологические и фенологические наблюдения, орнитологические исследования, которые эффективно воспитывают у детей чувства ответственности за природу родного края, формируют любовь к Родине, закладывают смысл рационального природопользования, осуществляется экономическое воспитание, прививаются практические навыки и умения. Школьники обучаются собирать и обрабатывать исходный материал, оформлять результаты в виде графиков хода температур, диаграмм облачности, розы ветров, расчетов средних температур и т.д. Накопленные за несколько лет материалы наблюдений за погодой своей местности, сроками замерзания и вскрытия водоемов, началом вегетации растений и другими явлениями служат ценным материалом для проведения практических работ на уроках.

          Мы хотим вас познакомить с некоторыми отдельными методами наблюдения за природой.

 Первый- наиболее технически доступными видами исследовательских и познавательных  работ является определение чистоты воздуха по лишайникам, а также по состоянию и видовому составу озелененной части города. Лишайники – широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. Методы расчёта загрязнённости атмосферы по встречаемости лишайника, которые используем на практических занятиях, основаны на закономерностях: чем сильнее загрязнён воздух, тем меньше встречается в окружающей среде лишайников и тем меньшую площадь покрывают они площадь деревьев. По мере загрязнения воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними – листовые, последними – накипные.

              Зная эти закономерности, ученики оценивают чистоту воздуха в микрорайоне, где находится школа, в парке, около школы.

Были обследованы около пятидесяти деревьев различных видов.

На их стволах не были обнаружены накипные и листовые формы лишайника, что позволяет говорить о сильной степени загрязнения воздуха в микрорайоне около школы. Удивление, желание узнать побольше об изучаемых объектах с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.  Учащиеся сделали вывод, что в наибольшей степени лишайники страдают от высокого содержания в воздухе сернистого газа – диоксида серы.

Второй вид исследовательской деятельности определить степень загрязнения воздуха учащиеся могут  проделать с помощью определения видового состава древесных растений. Как известно, зелёные растения являются лучшими фильтрами для очищения воздуха. Так, белая акация, берёза, вяз являются накопителями свинца, тополь и ива – цинка, липа – кобальта, клён – железа. Таким образом, владея данной информацией, учащиеся определяют и изучают состав воздуха, но также планируют улучшение его путём посадки деревьев определённых видов (создают рисуночные модели)

    Третье исследование “Загрязнение воздуха городским транспортом”. Учащиеся недалеко от школы выбирают две улицы с разной интенсивностью 31 на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л., для дизельных – 0,4 л.

Рассчитывают количество выделившихся вредных веществ на выбранном участке дороги по бензину. Для этого используют такие данные: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1км, выделяется 0,6 л. угарного газа, 0,1 л. углеводородов, 0,04л. диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 раза меньше.

Расчёт количества вредных выбросов.

За 15 минут учащиеся отметили 20 единиц автотранспорта с бензиновыми двигателями. Тогда за пойдёт 80 единиц автотранспорта.

Общий путь, пройденный всеми автомобилями: S=80x100=8000м (8 км)

Количество топлива, сжигаемого всеми автомобилями, - 0,1 л/км x 8км=0,8л.

Рассчитывают суммарное количество газообразных вредных выбросов, выделяемых при сжигании 0,8л топлива (0,6+0,1+0,04)=0,59л.

Выводы этой исследовательской работы произвели на ребят очень большие впечатления:

 Городской транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IY) NO2, угарный газ (CO2), углеводороды - CxHy , сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SO2), тяжёлые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4кг этих веществ за сутки. За 100км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь.

  Данные исследования заставляют учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению, возбуждению мыслительной активности, установлению причинно- следственных связей, проблемного подхода в процессе обучения.

  Четвертое исследование  по «Видовому составу птиц в городе» (орнитологические наблюдения).

В данной работе используется коллективная форма организации учебной деятельности. Значение этой формы работы определяется совместным, кооперативным характером. Основными видами коллективной работы являются групповая работа, работа в парах.  При групповой работе группе школьников из  5 - 7 человек поручается общее задание, которое выполняется коллективно, а результат работы оформляется в виде единого ответа. Задания для групповой работы могут быть либо одинаковыми, либо разными для групп класса.

Групповая работа позволяет эффективнее использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.

Очень важным представляется подведение итогов работы:

1. Птицы по - разному реагируют на антропогенное давление. Некоторые из них, например синицы, снегири избегают урбанизированных территорий и стараются жить в лесопарках.

2. С каждым годом условия обитания птиц становится менее благоприятными. Постоянное присутствие людей, шум, много собак  являются серьёзными факторами беспокойства птиц.

3. Сизые голуби, большие синицы, домовые и полевые воробьи, серые вороны и галки – обитают в городских районах, и имеют хорошую адаптацию к городской среде, значительную плотность популяций.

Эти птицы активно используют корма антропогенного происхождения в виде различных отбросов пищевых остатков.

4. Город представляет им своеобразные и многочисленные места для гнездования – архитектурные сооружения, здания, опоры энергосети, искусственные гнездовья. Отсутствие хищников – тоже немаловажная причина увеличения численности этих птиц.

В ходе этой работы учащиеся по-своему проявили себя, у каждого был результат. Основной формой организации исследовательских занятий являлась работа в малых группах по 5 человек, что позволило эффективнее использовать несколько работ параллельно.

Очень важным представляется подведение итогов проведения экологических исследований. Таким итогом явилась реальная деятельность по сохранению природной среды. Эта деятельность – информационные листки, обращения к общественности и в городские инстанции, пресс-конференция, совместная установка с “Единой Россией” скворечников по улице Трнавской. Выступление  на областной экологической научно- практической конференции 29марта 2012 года, где  учащиеся заняли - 2 место.

            Для старшеклассников интересны вопросы, связанные с экономическими аспектами района и города. Учащиеся 10 класса серьёзно отнеслись к строительству металлургического комбината «Северсталь» и подробно изучили  положительные и отрицательные стороны строительства для жителей Балаково. Провели анкетирование обучающихся в 10-11 классах (191 человек) и сделали определенные выводы. С этой работой выступали на муниципальном и областном уровнях.

            Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты экологического, географического профиля, а главное, сыграют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры, столь необходимой в современном мире. 

            Основными результатами исследовательской деятельности являются:

Познавательные – работа с краеведческой литературой, с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.);

Логические – умение ставить и решать проблемы;

Коммуникативные  -  планирование учебного сотрудничества, лидерства и согласование с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.     

Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения исследований, в дальнейшем могут использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы, самостоятельная исследовательская работа детей, связанная с наблюдением, измерением и моделированием процессов окружающей среды, позволит развивать оценочные суждения. С другой стороны: исследовательская работа учеников – это работа, которая в большинстве своем выражение собственного интереса, душевного порыва,  изложение собственных наблюдений, может быть где – то наивных, но  заставляющих ребенка думать. Это его творческая работа, его самовыражение. Как писал Борис Пастернак: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех».  Детская работа достойна высокой оценки за приложенный труд, за нетривиальность мышления, за творческий подход.

Категория: Cтатьи | Добавил: geografiya (19.08.2014)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РЦОКО
УМЦ

 

Полезные ссылки

Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz