Четверг, 23.11.2017, 02:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Творческое содружество "Континент"

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

Ерюшкина Л.Е., учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ Гимназия № 2

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

Положительно в ФГОС следующее:

1)      ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

2)      Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

3)      Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек.

География будет относиться к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть знаний – те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).

Место учебного предмета «География» в учебном плане: «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7,8,9 классах. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени, а на долю вариативной части отводится 25% времени, содержание которой формируется авторами рабочих программ.

Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на основание которой отводится 204 ч. Оставшиеся 68 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей

Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Группа учителей географии города составила Программу по географии для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

При составлении мы использовали литературу:

1.      Примерные программы по учебным предметам. Гео- П76 графия. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 75 с. — (Стандарты второго поколе­ния). - ISBN 978-5-09-023258-6.

2.      Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

3.      Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. от 24.11.2011 № МД – 1552/03 Министерство образования и науки РФ

4.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерство образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010

5.      Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа включает в себя все разделы структуры программы.

Пояснительная записка В которой раскрывается роль школьного курса географии, призванного также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» (5-7 классы) и «География России» (8-9 классы), в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся 5-7 классов формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей.

По своей сути содержание учебного материала 5-6 классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы современной географической картины мира. Внимание учащихся в 5-ом классе обращается, прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО на нашей планете?», «Из чего ЭТО состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?». В 6-ом классе – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле находится?», «Какое ЭТО имеет значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системы – географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство естественных и антропогенных географических объектов и процессов.

Блок «География России» (8-9 классы) — центральный в системе рос­сийского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения географии

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

В чем преимущества учебников 5-6 класс по географии.

Во-первых, интегрированное содержание курса современных знаний о широком использовании в географических исследованиях информационных и коммуникационных технологий. Например, использование изображений Земли из космоса, данных глобальной системы позиционирования и Интернет-ресурсов географической тематики.

Во-вторых, способствует расширению географического кругозора школьников как о географических объектах своей местности, так и о памятниках Всемирного природного и культурного наследия человечества и его российской составляющей.

Решение задачи формирования географического мышления учащихся невозможно без практического применения знаний и умений в учебной деятельности. Поэтому в содержание курса и учебника интегрировано значительное число практических работ на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов учеников, воспитание любви к своей местности, своему региону, своей Родине.

В содержании учебника по «Начальному курсу географии» используются не абстрактные примеры, а конкретные географические объекты, имеющие национальное и мировое значение. Такой подход к конструированию учебного курса позволил обратить внимание учителя и учащихся на основные компетентности, формируемые в процессе географического образования, а также способствует пониманию учащимися культуры других народов, сложившейся в определенных природных условиях.

Учебный текст насыщен знаниями по географии России, а также заданиями для выполнения практических работ с использованием краеведческого материала, что позволяет реализовать региональный компонент содержания географического образования.

В содержании учебника особое внимание уделено материалу, способствующему неформальной мотивации учебной деятельности школьников на всех этапах обучения. Для этого в каждый содержательный элемент учебника заложены ответы на вопросы «Зачем мы изучаем эти географические объекты и процессы? Ради чего мы осуществляем данную деятельность?»

Насыщенность наглядными средствами, которые обеспечивают понимание и активность всех учащихся, наличие разноуровневых заданий, - все это способствует решению триединой цели образовательного процесса обучения, воспитания и развития географически грамотной личности будущего гражданина России.


Презентация

Категория: Cтатьи | Добавил: geografiya (28.05.2012)
Просмотров: 17829 | Рейтинг: 3.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РЦОКО
УМЦ

 

Полезные ссылки

Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz