Четверг, 23.11.2017, 02:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Творческое содружество "Континент"

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Метод проектов
Метод проектов как инструмент повышения качества образования учащихся.
 Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому целью школьного образования, сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация школьников. Образовательные цели достигаются разными путями. Одним из наиболее действенных является активное познание. Изучение географии предоставляет большие возможности школьникам для самостоятельной работы в исследовании состояния окружающей среды.
 Используя исследовательскую деятельность как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Это особенно важно на этапе предпрофильной и профильной подготовки, когда актуализируются вопросы будущего профессионального самоопределения учащихся. Проект часто становится профессиональной пробой ученика. Работа над проектом, помогает учащимся осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно мыслить, принимать решения, самореализоваться как личность. В процессе проектной деятельности формируются умения, составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенций.
 Выполнение проекта предполагает проведение исследования и организацию исследовательской деятельности, что является инструментом повышения качества образования, так как исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся. Сегодня мы поговорим о методе проекта, о том, как успешно его реализовать на всех этапах исследовательской практики: от постановки проблемы до представления конечных результатов. И вместе с тем рассмотрим «Проект» как деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением. И как дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся.
 Привлечение учеников к самостоятельной целесообразной деятельности на уроке путем использования метода проекта делает его мотивированным, проблемным, развивающим, дифференцированным по уровням усвоения материала, индивидуализированным по темпу усвоения. Все теоретические знания, получаемые при обучении, ребенок должен уметь реализовывать на практике. Проектирование, в основе которого лежит креативность, умение ориентироваться в пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, позволяет реализовать свои умения.
 Работа по проекту строится в несколько этапов:
 На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется «маршрутная карта» реализации проекта. Все определяет учитель: он структурирует урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной программой обучения. Обозначение проблемы, определение форм и методов поисковой работы способствует формированию у учащихся мотивации работы над проектом.
 На втором этапе выстраивается ход анализа и творческой переработки полученной информации. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, графическая и т.д.). Производится оформление полученных данных и анализ информации.
 На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта. Например, картографическая модель или аналитическая таблица, «проблемный» доклад или презентация.
 Исследовательская деятельность по географии отличается большим разнообразием тем, широким спектром направлений исследования. Их можно классифицировать в зависимости от сферы деятельности учеников. Например, научно-познавательная, практико-преобразовательная, ценностно-ориентационная, художественно-эстетическая, коммуникативная. При изучении географических проблем, социальных, экономических, экологических аспектов географии целесообразно использовать научно- познавательную форму проекта. Например, «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России», «Движение Земли и их географические следствия», «Разнообразие рельефа» и т.д. Практико-преобразовательный проект подразумевает создание картографических моделей, графических схем, аналитических таблиц. Дает положительный эффект усвоения материала при изучении географических объектов. Например, географическое положение объектов, природные зоны, природные комплексы, промышленные комплексы. В географии есть темы, включающие духовно-нравственные вопросы и фундаментальные ценности человечества, направленные на ценностно-ориетационную деятельность школьников. Такие как «Художественные промыслы народов России», «Природные святыни родного края», «Объекты всемирного природного и культурного наследия в России», «Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека», «Экологические проблемы и экологическая ситуация в России». Мало времени отводится в программе на изучение этих вопросов. В этом случае ряд тем можно вынести на самостоятельное изучение в ходе выполнения проектов. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают темы учебной программы. Учитель выступает в роли консультанта. Однако опыт показывает, чтобы избежать опасности теоретических пробелов в знаниях учеников, необходимо запланировать уроки обобщения и контроля самостоятельно пройденных тем.
 Процесс проектной деятельности по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня: ·
 На первом уровне учитель ставит перед учащимся проблему и намечает метод её решения, поиск самого решения осуществляет сам ученик; ·
 На втором уровне учитель только ставит проблему, метод ее решения учащийся ищет самостоятельно; ·
 На третьем уровне учащийся самостоятельно формулирует проблему, ищет метод и пути решения.
 Для учащихся самостоятельное проведение исследований представляет большие трудности на начальном этапе изучения предмета. В дальнейшем учащиеся получают некий алгоритм познания, который обучает их приемам исследовательской деятельности. Этот метод я применяю не только в своей урочной системе, но и в научно-исследовательской деятельности учащихся. Результативные работы, материалы исследований и презентации учащихся использую на своих уроках географии. Например, на уроке изучения проблем Волги опираюсь на результаты работы «Влияние ГЭС на рыбные ресурсы Волги», или на уроке-конференции «Экологические проблемы и экологическая ситуация в России» использую презентации и результаты работ: «Изучение влияния техногенного воздействия на жизнь живых организмов», «Особенности поведения радионуклидов в почвенно-растительном покрове тридцатикилометровой зоны наблюдения Балаковской АЭС» и т.д.
 В проектной деятельности заложен глубокий образовательный смысл. Проектирование помогает ученику осознать взаимосвязанность фактов и явлений, условность границ между дисциплинами и областями науки и вместе с тем приводит к пониманию их специфики.
Категория: Cтатьи | Добавил: geografiya (29.10.2010)
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РЦОКО
УМЦ

 

Полезные ссылки

Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz