Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ
Гимназия №2, г. Балаково (скачать презентацию)
Реализация метапредметного подхода в
обучении средствами урочной и внеурочной деятельности.
Установленные стандартом новые требования к
результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения
на основе принципов метапредметности. Перед каждым учителем
стоит вопрос, как обеспечить метапредметный подход в преподавании своего
предмета, как развивать у обучающихся метапредметные компетентности? Как увязать необходимость реализации
принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ГИА и ЕГЭ?
Реализация метапредметного подхода в
обучении в моем понимании – это формирование универсальных учебных действий
(УУД) с позиции компетентностного подхода. Какие
технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
Сегодня
много говорят о метапредметном подходе, о формировании метакомпетентностей. Но
вместе с тем недостаточно разработаны научно - методические подходы к
организации практической деятельности обучающихся с целью развития у них
метапредметных компетентностей. Поэтому перед каждым и передо мной лично стоит
проблема выбора и внедрения в образовательный процесс таких приемов, методов,
технологий, которые можно бы успешно использовать в своей педагогической
практике для эффективного развития метапредметных компетентностей обучающихся.
Несколько лет назад в
одном из методических журналов прочитала статью об арт-педагогике. Некоторые элементы технологии «Педагогическая
мозаика» стала вводить в структуру урока географии.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение
любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе
решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной
ситуации.
Освоение
метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания,
основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей,
происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий
обучения:
•
развивающего обучения;
•
критического мышления;
•
ТРИЗ (АРИЗ) (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С.
Альтшуллеру;
•
технологический компонент
личностно-ориентированного урока;
•
общеучебные умения и навыки (ремейк-программа
Пономаревой и др.).
Этапы урока
|
методы и приемы
|
1.
1. Осознание темы урока
2.
(формулирование, принятие)
|
Метод проблемного изложения
через приемы:
а) интригующего описания учителем излагаемого объекта;
б) видеофрагмент;
в) художественное слово
|
2.Этап
целеполагания
(постановка цели и задач урока)
|
метод:
проблемно-диалоговый;
прием: поиск скрытых узловых звеньев, рассуждения;
|
3.Обсуждение, осмысление новых информационных модулей
|
метод:
а) частично-поисковый;
б) исследование;
прием:
обобщение фактов;
|
4.Этап реализации
|
метод:
а) частично-поисковый;
б) проблемно-диалоговый;
в) проектирование.
прием:
а) коллажирование
б) художественное творчество;
в) презентация
|
Коллажирование.
Достоинство метода заключается в том, что он не требует у обучающихся
напряжения, связанного с отсутствием художественных навыков. Более того,
процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным.
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности
у детей. Главное в коллаже – возможность выразить свои идеи, свой взгляд и свое
понимание темы. И даже те участники, которые взялись выполнять задание с
нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.
Все это стремлюсь делать с позиции: учёба + удивление + удовольствие + увлечение = успех. На мой взгляд,
внедряя в практику преподавания географии элементы арт-технологии, во-первых,
мы делаем процесс обучения интересным, во-вторых, развиваем у обучающихся
метапредметные компетентности (умение работать с информацией; стремление к самообразованию
и самоорганизации) в-третьих, повышаем у обучающихся духовно-нравственную
культуру.
|