Четверг, 25.04.2024, 19:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Творческое содружество "Континент"

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Управление контролем знаний и умений учащихся на уроках географии

УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЕМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Подготовила Гуркина Вера Александровна.

учитель географии МОУ «СОШ №22»

г.Балаково Саратовской области

«Урок — клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны»
                                                                       М.Н. Скаткин

 

          Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, т.е. по окончании урока каждый ученик должен приобрести конкретные знания и умения. Исходя их этого, каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме, а как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных учебной программой (при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока).

       Требования к знаниям и умениям определены образовательными программами, составленными на основании Государственного Образовательного стандарта общего образования по географии (раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» определяет содержание образования, которое должно быть освоено каждым выпускником в обязательном порядке).

        Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования, является научно обоснованная система управления контролем знаний и умений учащихся ( слайд №3).

      При этом под управлением мы будем понимать целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся по достижению запрограммированного результата (в данном случае присвоение учащимися предметных знаний и умений), а контроль – вид деятельности учителя по установлению соответствия параметров системы (в данном случае – знаний и умений учащихся) поставленным требованиям и целям ( слайды №№ 4 – 11).

          Главная цель (слайд № 12)  – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины, определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых знаний и умений) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.       

 

            Основные задачи контроля: (слайд № 13)

·         Проверка качества знаний и умений школьников, их достижений и ошибок.

·         Проследить движение учащихся по ступенькам знаний.

·         Научить культуре мысли и речи.

·         Воспитывать трудолюбие, чувство долга и ответственности.

         Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля: (слайд № 14)

1.            Нормативность. Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений, (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса);

2.            Плановость. Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю;

3.            Главное звено. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;

4.            Объективность. Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам;

5.            Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля;

6.            Системность. Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:

-                      Текущий контроль проводится после каждого логического этапа урока. Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, т.к. нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.

-                      Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.

-                      Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.

-                      Итоговый контроль проводится после отработки знаний и умений учебного курса. Формами итогового контроля могут быть тестирование, экзамен по билетам, экзамен в форме защиты творческих работ.

        В заключении (слайд №15) хочу сказать, что соблюдение указанных принципов, позволит учителю организовать образовательный мониторинг1, позволяющий успешно преодолеть неуспешность обучения и эффективно способствовать обеспечению качества образования.

Презентация

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________

Мониторинг1 (по Т.И. Шамовой) - постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов их определяющих, а также принятие и реализация управленческих решений по регулированию и коррекции.

Категория: Cтатьи | Добавил: geografiya (05.11.2011)
Просмотров: 3523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РЦОКО
УМЦ

 

Полезные ссылки

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz