УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЕМ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Подготовила Гуркина Вера Александровна.
учитель географии МОУ «СОШ №22»
г.Балаково Саратовской области
«Урок — клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны»
М.Н. Скаткин
Цели образовательной
деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, т.е.
по окончании урока каждый ученик должен приобрести конкретные знания и умения.
Исходя их этого, каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по
заданной теме, а как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных
учебной программой (при этом тема урока является одним из средств достижения
целей урока).
Требования к знаниям и умениям
определены образовательными программами, составленными на основании
Государственного Образовательного стандарта общего образования по географии
(раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» определяет содержание образования,
которое должно быть освоено каждым выпускником в обязательном порядке).
Одним из
эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества
образования, является научно обоснованная система управления контролем знаний и
умений учащихся ( слайд №3).
При этом под управлением мы будем
понимать целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся по достижению
запрограммированного результата (в данном случае присвоение учащимися
предметных знаний и умений), а контроль – вид деятельности учителя по
установлению соответствия параметров системы (в данном случае – знаний и умений
учащихся) поставленным требованиям и целям ( слайды №№ 4 – 11).
Главная цель (слайд
№ 12) – выявить наличие и характер
отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных
знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины,
определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема
контролируемых знаний и умений) позволяет облегчить выявление содержания
отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля
является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие).
Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все
функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и
стимулирующую.
Основные задачи контроля: (слайд № 13)
·
Проверка качества
знаний и умений школьников, их достижений и ошибок.
·
Проследить движение
учащихся по ступенькам знаний.
·
Научить культуре
мысли и речи.
·
Воспитывать
трудолюбие, чувство долга и ответственности.
Построение эффективной системы
контроля возможно произвести только с учетом основных принципов
контроля: (слайд № 14)
1. Нормативность. Данный принцип требует от учителя
составления перечня знаний и умений, (согласно требованиям образовательной
программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и
доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик,
приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что
он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса);
2. Плановость. Согласно данному принципу, учителю
необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная
информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения
знаний и умений, подлежащих контролю;
3. Главное звено. Данный принцип требует выносить на
контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть
освоены каждым учеником в обязательном порядке;
4. Объективность. Учителю необходимо разработать
критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном
порядке должны быть известны школьникам;
5. Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать
индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля;
6. Системность. Система контроля знаний и умений
учащихся должна включать следующие этапы контроля:
- Текущий контроль проводится после каждого логического
этапа урока. Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а
выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению
цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный
процесс для достижения запрограммированного образовательного результата.
Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию
положительного психологического климата, т.к. нацелен на выявление проблем,
возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само-
и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной
задачи, работа на контурной карте и т.п.
- Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после
отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель
отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные
оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте,
объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.
- Предварительный контроль проводится после отработки системы
контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля.
Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее
ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий.
Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое
задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.
- Итоговый контроль проводится после отработки знаний и
умений учебного курса. Формами итогового контроля могут быть тестирование,
экзамен по билетам, экзамен в форме защиты творческих работ.
В заключении (слайд №15) хочу сказать,
что соблюдение указанных принципов, позволит учителю организовать
образовательный мониторинг1, позволяющий успешно преодолеть
неуспешность обучения и эффективно способствовать обеспечению качества
образования.
Презентация
______________________________________________________________________________________________________
Мониторинг1 (по Т.И. Шамовой) - постоянное
отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его
промежуточных результатов, факторов их определяющих, а также принятие и
реализация управленческих решений по регулированию и коррекции.
|