Н.В.Миколаевская, учитель географии МОУ «ООШ№15»г. Балаково
Проектная деятельность. Информационные и исследовательские проекты на уроках географии
Для реализации нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Ценность работы над проектом состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, рождая при этом новые идеи. Проектная деятельность способствует воспитанию мотивированных детей. (Слайд 1)
Достоинства проектной деятельности:
-это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
-развивать свои универсальные умения.
-повысить мотивацию изучения предмета
-реализовать комплексное восприятие учебных предметов
-принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы
Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки: (слайд 2)
-увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;
-требование более сложной системы оценивания;
-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
-наличие риска неудачного выполнения работы.
Существует несколько подходов к классификации проектов (слайд 3):
-по предметно-содержательной области ;
- по характеру координации проекта;
- по характеру доминирующей деятельности учащихся в проекте;
- по характеру контактов;
- по количеству участников проекта ;
- по продолжительности проекта;
Из личного опыта предлагаю рассмотреть особенности организационной деятельности учащихся при работе над такими проектами как: исследовательский и информационный (слайд 4)
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: (слайд 5)
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- подготовка выводов, заключений.
Цель исследовательской деятельности – сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, развитие исследовательских способностей, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). (слайд 6)
Пример презентация «Азия.Проблемы демографического взрыва»
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Структура информационного проекта может быть представлена, как: (слайд 7)
- цель проекта, его актуальность;
- источники информации;
- методы обработки информации;
- результаты;
- презентация проекта.
Основные задачи информационного проекта(слайд8)
-расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся;
-развитие самостоятельной деятельности учащихся;
- развитие навыков работы с информационными технологиями;
-создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентации в программе Power Point из группы MS Offis;развитие коммуникативных качеств учащихся.
Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с учителем ,усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать предмет. Это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.
Пример презентация «Исландия-страна огня и воды»
|