Преподавание
географии и ФГОС основной образовательной школы
Ерюшкина Л.Е., учитель географии
высшей квалификационной категории МАОУ Гимназия № 2
Необходимость
введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования – веление времени.
Положительно
в ФГОС следующее:
1) ФГОС
- это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше
образование.
2)
Это поворот от школы передачи знаний к
школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе
реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный
подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской
деятельности.
3) Преемственность
подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.
ФГОС основного общего образования предполагает
серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в
преподавании географии. На современном этапе цель географического образования -
формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в
отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро
меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование
научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3)
воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется
концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии.
Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый
предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи,
природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных
систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек.
География будет относиться к
общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического
образования выходит деятельностная составляющая. Операционная часть
знаний – те приемы и способы деятельности, выработанные у школьника и
определяющие уровень его готовности к решению различных задач (в
познавательной, трудовой, коммуникативной, бытовой и др. сферах деятельности).
Место учебного предмета «География» в
учебном плане: «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее
количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2
часа в неделю в 7,8,9 классах. При этом на долю инвариантной части предмета
отводится 75% учебного времени, а на долю вариативной части отводится 25%
времени, содержание которой формируется авторами рабочих программ.
Инвариантная часть любого авторского
курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание
примерной программы, на основание которой отводится 204 ч. Оставшиеся 68 ч
авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного
содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые
разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей
Несколько
иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в
практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько
суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в
повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ
образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через
проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на
местности и т.д. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и
игровой деятельностью.
Группа учителей географии города
составила Программу по географии для 5-9 классов в соответствии с требованиями
ФГОС основного общего образования.
При составлении мы использовали
литературу:
1. Примерные программы по учебным предметам. Гео-
П76 графия. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.
— 75 с. — (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023258-6.
2.
Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.
Е. С. Савинов]. — М.:
Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты
второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
3.
Рекомендации
по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного
стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности,
моделирования и технического творчества обучающихся. от 24.11.2011 № МД –
1552/03 Министерство образования и науки РФ
4.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ
Министерство образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010
5. Нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа
включает в себя все разделы структуры программы.
Пояснительная записка В которой раскрывается роль школьного курса географии,
призванного также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
Общая характеристика учебного
предмета Построение учебного содержания курса
осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому
содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География
Земли» (5-7 классы) и «География России» (8-9 классы), в каждом из которых
выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся 5-7 классов
формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей.
По своей сути содержание учебного материала 5-6
классов – это традиционный базовый курс начальной школьной географии с
элементами новой структуры и содержательной основы современной географической
картины мира. Внимание учащихся в 5-ом классе обращается,
прежде всего, на такие вопросы, как «Что ЭТО на нашей планете?», «Из чего ЭТО
состоит и какими свойствами обладает?» и «Где ЭТО есть на Земле?». В 6-ом
классе – «Почему ЭТО именно такое и обладает таким строением и
свойствами?», «Почему ЭТО именно здесь, на Земле находится?», «Какое ЭТО имеет
значение для природы и хозяйственной деятельности?», «Зачем об ЭТОМ надо
знать?», т.е. более значительный акцент делается на географические системы –
географические оболочки, а также процессы планетарного масштаба и основные
географические причинно-следственные связи, на неразрывное единство
естественных и антропогенных географических объектов и процессов.
Блок «География России» (8-9 классы) — центральный в
системе российского школьного образования, выполняющий наряду с
содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса —
формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и
целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и
взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты обучения географии
Личностным результатом обучения
географии в основной школе является формирование всесторонне образованной,
инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
В
чем преимущества учебников 5-6 класс по географии.
Во-первых,
интегрированное содержание курса современных знаний о широком использовании в
географических исследованиях информационных и коммуникационных технологий.
Например, использование изображений Земли из космоса, данных глобальной системы
позиционирования и Интернет-ресурсов географической тематики.
Во-вторых,
способствует расширению географического кругозора школьников как о
географических объектах своей местности, так и о памятниках Всемирного
природного и культурного наследия человечества и его российской составляющей.
Решение
задачи формирования географического мышления учащихся невозможно без
практического применения знаний и умений в учебной деятельности. Поэтому в
содержание курса и учебника интегрировано значительное число практических работ
на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов учеников,
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей Родине.
В
содержании учебника по «Начальному курсу географии» используются не абстрактные
примеры, а конкретные географические объекты, имеющие национальное и мировое
значение. Такой подход к конструированию учебного курса позволил обратить
внимание учителя и учащихся на основные компетентности, формируемые в процессе
географического образования, а также способствует пониманию учащимися культуры
других народов, сложившейся в определенных природных условиях.
Учебный
текст насыщен знаниями по географии России, а также заданиями для выполнения
практических работ с использованием краеведческого материала, что позволяет
реализовать региональный компонент содержания географического образования.
В
содержании учебника особое внимание уделено материалу, способствующему
неформальной мотивации учебной деятельности школьников на всех этапах обучения.
Для этого в каждый содержательный элемент учебника заложены ответы на вопросы
«Зачем мы изучаем эти географические объекты и процессы? Ради чего мы
осуществляем данную деятельность?»
Насыщенность
наглядными средствами, которые обеспечивают понимание и активность всех
учащихся, наличие разноуровневых заданий, - все это способствует решению
триединой цели образовательного процесса обучения, воспитания и развития
географически грамотной личности будущего гражданина России.
Презентация
|