«ПОВТОРЯЕМ, РЕШАЕМ, УЗНАЕМ НОВОЕ» (Подготовка к ЕГЭ по географии с использованием современных средств ИКТ)
Элективный курс
Авторы программы:
Шевырёва Татьяна Юрьевна,
учитель географии
Иванова Светлана Николаевна,
учитель информатики
МОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области
Пояснительная записка
Данный курс составлен для учащихся 11 классов, обучающихся в общеобразовательных классах и профильных классах (филологического, социально-гуманитарного, физико-математического профилей), изучающих географию на базовом уровне. Курс разработан по социальному заказу учащихся и их родителей.
В 2008 году закончился эксперимент по введению ЕГЭ, а с 2009 года для всех выпускников и желающих поступить в ВУЗы ЕГЭ стал обязательным.
Целью курса является дополнительная подготовка обучающихся для успешной сдачи Единого государственного экзамена по географии.
За годы проведения эксперимента сформирован банк федеральных экзаменационных материалов по географии, в соответствии с содержанием федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования, которые утверждены Министерством образования РФ в 2004 году. Ежегодно анализировались причины типичных ошибок выпускников, давались рекомендации по выполнению отдельных типов заданий и отмечено, на что, следует обратить более детальное внимание при повторении в процессе подготовки к экзамену.
Как известно, экзаменационная работа по географии включает в себя три части:
Часть 1 состоит из заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов (тип А)
Часть 2 – задания с кратким ответом (тип В). В ней присутствуют пять типов заданий:
- задания, требующие написать ответ в виде числа;
- задания, требующие написать ответ в виде одного слова;
- задания с выбором краткого ответа из нескольких вариантов;
- задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях;
- задания на установления правильной последовательности
Часть3 включает задания, в которых требуется дать развернутый ответ на поставленный вопрос (тип С).
Подготовка к каждой из групп заданий требует не только повторения определенных тем, но и анализа построения вопросов, предупреждения возможных типичных ошибок.
Следует признать, что за несколько лет проведения эксперимента, не сложилось стройной системы подготовки учащихся к ЕГЭ по географии.
Представленный курс даст возможность не только сориентировать учащихся и учителя в тематическом разнообразии при подготовке к экзамену, но и отработать практические умения для успешного написания экзамена во всех трех частях. Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:
- материал изучался в 6-7-х классах;
- недостаточное количество часов на изучение материала;
- отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал.
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по географии следует обратить особое внимание на повторение тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. В рамках данного курса это представляется вполне реальным.
Таким образом, основными задачами курса являются следующие:
- детально познакомить учащихся с процедурой проведения ЕГЭ по географии, структурой работы (кодификацией содержания);
- отработать важнейшие теоретические положения и практические умения в соответствии с содержанием курса географии;
- формировать мировоззренческую позицию обучающихся.
Программа курса рассчитана на 34 ч учебного времени, включает в себя теоретическую часть и практические занятия, в том числе проведение «пробного экзамена».
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, подключение к сети Интернет.
Программное обеспечение: MS PowerPoint 2007, MS Excel 2007, набор электронных карт, ПО интерактивной доски.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
В ходе работы рекомендуется использовать традиционные методы географических исследований: картографический, статистический, сравнительный, исторический, математические и другие.
Стоит учитывать, что технические возможности современной школы позволяют решать поставленные задачи более эффективно и творчески. Работа на интерактивной доске с картографическим материалом увлекает обучающихся, а преподавателю позволяет своевременно корректировать знания учащихся. Применение электронного тестирования даёт учителю возможность быстрого контроля и постоянного мониторинга знаний. Использование информационных ресурсов сети Интернет позволяет расширить и углубить познания детей. С помощью Google Планета Земля можно совершить путешествие в любую точку планеты: увидеть фотографии, снятые со спутника, посмотреть карты местности, что позволяет обучающимся лучше усвоить учебный материал.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
Содержание курса
Раздел 1. Что такое ЕГЭ? (1 ч.)
Раздел 2. Содержание ЕГЭ по географии. (27 ч.)
- Источники географической информации. (3 ч.)
- Природа Земли. (9 ч.)
- География современного мира. (5 ч.)
- География России. (10 ч.)
Раздел 3. Особенности заданий части А, В, С. Типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий каждой части. (3 ч.)
Раздел 4. Пробный экзамен по географии. (3 ч.)
Содержание программы
1. Что такое ЕГЭ?
Порядок проведения и процедура экзамена. Особенности организации ЕГЭ по географии
Диагностика обучающихся о порядке проведения и процедуре экзамена, об особенностях организации ЕГЭ по географии. Вводная беседа с использованием презентации.
2. Содержание ЕГЭ по географии.
2.1. Источники географической информации.
Географическая карта. Градусная сеть. Масштаб. Условные знаки. Ориентирование. Топографическая карта и план местности. Измерение расстояний, определение географических координат. Построение профиля.
Совершенствование навыков работы обучающихся со статистическими и картографическими материалами.
2.2. Природа Земли.
Земля – планета Солнечной системы. Годовое и суточное движение Земли и их географические следствия. Рельеф и закономерности размещения крупных форм рельефа. Полезные ископаемые. Климат и погода. Климатообразующие факторы. География важнейших климатических элементов. Климатические пояса и климатические области. Влияние климата на различные компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Мировой океан. Части Мирового океана. Свойства вод и движение вод Мирового океана. Внутренние воды, их разнообразие. Взаимосвязь внутренних вод с рельефом и климатом. Почвы. Географическая зональность. Типичные черты различных природных зон Земли. Высотная поясность. Главные черты природы материков Земли. Географическая номенклатура по физической географии мира.
Упорядочение знаний обучающихся о закономерностях природы.
2.3. География современного мира. (5ч)
Политическая и экономическая карта мира. Природные ресурсы мира. Важнейшие черты географии населения. Мировое хозяйство и НТР. Интеграция. География важнейших отраслей мирового хозяйства (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, внешние экономические связи). Важнейшие черты природы, населения и хозяйства крупнейших стран и регионов мира. Географическая номенклатура по социально-экономической географии мира.
Систематизировать представления обучающихся о современной международной, экономической картине мира. Формировать их представление о едином мировом хозяйстве.
2.4. География России. (10ч)
Границы и географическое положение. Политико-административное устройство. Россия на карте часовых поясов. История исследования и освоения территории. Природа России. Моря, омывающие Россию. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы. Климат и климатические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы. Почвы России. Растительный и животный мир России. Крупнейшие природные комплексы и районы (природные зоны и природные районы).
Важнейшие черты и главные особенности природы. Население России. Естественное движение и размещение. Половозрастная структура. Миграции. Расселение и урбанизация.
Хозяйство России. Отраслевая и производственная структура. Основные этапы развития хозяйства. Крупнейшие межотраслевые комплексы и их география: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, АПК, инфраструктурный.
Экономическое районирование. Западный и Восточный макрорегионы. Экономические районы: состав, географическое положение, природные условия и ресурсы, население, особенности хозяйства.
Географическая номенклатура по физической и социально-экономической географии России.
Систематизировать знания обучающихся по географии России. Формирование целостного представления о стране. Воспитание позитивной гражданской позиции
3. Особенности заданий части А, В, С. Типичные ошибки и затруднения при выполнении заданий каждой части.(3ч)
Формирование географических умений: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы. Систематически повторять и закреплять знания географической номенклатуры и терминологии.
4. Пробный экзамен по географии. (3ч)
Проверка качества знаний обучающихся по всем разделам курса географии. Определение прогнозируемой оценки ЕГЭ.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Виды деятельности и формы проведения занятий
|
теор
|
прак
|
1.
|
Введение. Что такое ЕГЭ?
|
1
|
|
Вводная беседа с использованием презентации. Анкетирование.
|
2.
|
Источники географической информации.
|
1
|
|
Лекция: обзор литературы, работа в сети Инернет (знакомство с программой Google Планета Земля и её возможностями).
|
3.
|
План местности. Географическая карта и её составляющие.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция: работа с картами на интерактивной доске.
|
4.
|
Точность географической карты.
|
|
1
|
Практическая работа по измерению расстояний, определению географических координат. Построение профиля. Электронное тестирование.
|
5.
|
Земля – планета Солнечной системы.
|
1
|
|
Урок-беседа об особенностях годового и суточного движения Земли и их географические следствия.
|
6.
|
Рельеф. Полезные ископаемые.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция. Поиск информации в сети Интернет.
|
7.
|
Климат и погода. Климатообразующие факторы.
|
1
|
|
Лекция с применением интерактивной доски.
|
8.
|
Климатические пояса и климатические области. Влияние климата на природу, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
|
1
|
|
Семинар с элементами практикума по климатическим картам (использование презентаций).
|
9.
|
Мировой океан.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция с использованием презентаций.
|
10.
|
Внутренние воды.
|
1
|
|
Лекция с использованием презентаций.
|
11.
|
Почвы.
|
1
|
|
Поиск информации в сети Интернет, организация учебной дискуссии по теме.
|
12.
|
Географическая зональность.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция. Электронное тестирование по разделу Природа Земли.
|
13.
|
Географическая номенклатура по физической географии мира.
|
|
1
|
Практическая работа с картами, работа на интерактивной доске.
|
14.
|
География современного мира. Политическая карта мира.
|
1
|
|
Урок-беседа об особенностях
формирования политической карты мира с использованием интерактивной доски и презентаций.
|
15.
|
Природные ресурсы мира. Важнейшие черты географии населения.
|
|
1
|
Самостоятельная работа в малых группах по отдельным видам природных ресурсов.
|
16.
|
Мировое хозяйство и НТР. Интеграция. География важнейших отраслей мирового хозяйства (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, внешние экономические связи).
|
0,5
|
0,5
|
Обзор и анализ тематических карт. Электронный тест.
|
17.
|
Хозяйства крупнейших стран и регионов мира.
|
1
|
|
Лекция по страноведению с использованием презентаций.
|
18.
|
Географическая номенклатура по социально-экономической географии мира.
|
|
1
|
Практическая работа по заданиям демоверсий.
|
19.
|
География России. Особенности ФГП и ЕГП. Границы. Политико-административное устройство.
|
|
1
|
Беседа, практикум по теме с использованием интерактивной доски.
|
20.
|
Часовые пояса. История исследования и освоения территории. Природа России. Моря, омывающие Россию.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция с использованием презентаций учащихся. Задачи по определению поясного время.
|
21.
|
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы.
|
1
|
|
Лекция с использованием программы Google Планета Земля
|
22.
|
Особенности климата, внутренних вод, почв, флоры и фауны России. Крупнейшие природные комплексы и районы (природные зоны и природные районы).
|
0,5
|
0,5
|
Лекция. Анализ тематических карт. Работа в программе Google Планета Земля.
|
23.
|
Население России. Естественное движение и размещение. Половозрастная структура. Миграция и урбанизация.
|
0,5
|
0,5
|
Лекция. Анализ половозрастных пирамид. Использование интерактивной доски.
|
24.
|
Хозяйство России. Отраслевая и производственная структура. Основные этапы развития хозяйства.
|
1
|
|
Лекция с презентацией. Электронный тест.
|
25.
|
Крупнейшие межотраслевые комплексы и их география: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, АПК, инфраструктурный.
|
|
1
|
Деловая игра. Группы учащихся готовят подробную характеристику, в том числе картографический материал, по географии отдельных отраслей хозяйства России, используя Интернет ресурсы.
|
26.
|
Экономическое районирование. Западный и Восточный макрорегионы.
|
1
|
|
Лекция с презентацией.
|
27.
|
Экономические районы страны.
|
1
|
|
Игра–семинар по изучению отдельных экономических районов России.
|
28.
|
Географическая номенклатура по физической и социально-экономической географии России.
|
|
1
|
Практическая работа по заданиям демоверсий.
|
29.
|
Типичные ошибки, встречающиеся в части А
|
1
|
|
Семинар по заданиям ЕГЭ типа заданий уровня А.
|
30.
|
«Подводные камни» части В.
|
1
|
|
Деловая игра с фрагментами заданий ЕГЭ. Электронные кроссворды.
|
31.
|
«Я не боюсь части С».
|
|
1
|
Практическое занятие. Демоверсия 2010 год.
|
32-34
|
Пробный экзамен
|
|
3
|
|
|