Подходы к оценке достижений планируемых результатов по географии в рамках ФГОС
Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).
В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы обучения на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.
Итоговая оценка по предмету формируется сегодня на основе:
- предметных, метапредметных результатов;
- результатов мониторинга образовательных достижений по предмету, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за итоговые работы по темам;
- оценок за выполнение работ входного, промежуточного и итогового контроля по предмету;
- оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ).
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание, а значит, и всю учебную деятельность. Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Таблица 1. Система оценивания образовательных результатов
(академия С-Петербурга «Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы» Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина и др.)
Особенности системы оценивания
|
Объект оценивания
|
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты
|
Личностные результаты
|
Форма
|
Персонифицированная количественная оценка
|
Персонифицированная/ «выпускник научится»
Неперсонифицированная качественная оценка
|
Средства фиксации результатов оценки
|
Листы достижений, классные журналы, справки по результатам диагностического контроля, мониторинга в целом
|
Дневники наблюдения учителя, анализ внеаудиторной деятельности (журнал)
|
Способ (поэтапность процедуры)
|
Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, входной, промежуточный, итоговый контроль.
|
Проектная деятельность, участие в предметной олимпиаде, научно-практических конференциях, портфолио.
|
Условия эффективности системы оценивания
|
Они могут быть различными, но систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога.
|
С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов обучающихся при разработке системы проверочных и учебно-методических материалов необходимо целесообразно выделить следующие моменты:
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
- КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
|
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
|
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
Максимальный уровень
|
|
|
|
«Превосходно»
|
Решена новая, совершенно незнакомая задача
|
Программный уровень
|
|
|
«Отлично»
|
Решена необычная, в чём-то новая задача
|
Необходимый
уровень
|
|
«Хорошо»
|
Знакомая задача решена полностью самостоятельно
|
«Нормально»
|
Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью
|
- ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных),
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Таблица заполняется на основании диагностических работ.
- КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Педагогическая диагностика понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.
Статистический анализ исследовательских работ показал, что путь к успеху лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий. Основное направление современной педагогики - переход к научно-технологическому уровню профессионального мышления.
Чаще всех используется диагностика учебных результатов учащихся по четырем уровням (по Шамовой Т.И.):
I уровень - 100-80% - оптимальный;
II уровень - 79-65% - допустимый;
III уровень - 64-50% - критический;
IV уровень - менее 50% - недопустимый.
Используются данные анализа контрольно-методических срезов, контрольных работ, проводимых периодически в течение года. Анализ результатов этих контрольных срезов позволяет учителям индивидуализировать учебную работу на уроках, выделить учащихся, нуждающихся в дополнительных консультациях, конкретизировать объем и содержание педагогической помощи для каждого ученика. Практика показывает, что повышение уровня ЗУН находится в прямой зависимости от педагогических усилий учителя, уровень обучаемости в очень большой степени зависит от наследственных факторов и психофизиологических особенностей личности ученика и вследствие этого редко повышается даже при большом объеме педагогической помощи. В отдельных случаях оказывается возможным повысить уровень обучаемости за счет именно формирования общеучебных умений и навыков, необходимых для саморазвития и расширения зоны ближайшего развития ученика. Выявление уровня обучаемости учащихся позволяет адекватно оценивать их учебные возможности, тогда как применение только оценки предметных ЗУН из-за учебных пробелов может приводить к занижению возможностей детей, негативно влиять на их самооценку и отношение к учебному процессу.
Презентация
|