Использование
Интернет ресурсов в преподавании географии.
Ерюшкина Людмила Евгеньевна, МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область
Современный этап развития
образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В
этой связи современные средства обучения существенно изменяют методы учебной деятельности
благодаря тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии.
Они несколько по-новому, организуют и направляют восприятие учащихся,
объективируют содержание темы, выполняют функции источника учебной информации,
стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях
эмоциональное настроение, позволяют проводить оперативный контроль и
самоконтроль результатов обучения.
Внедрение
Интернет-технологий в процесс обучения в настоящий момент актуально и уже не
вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Ресурсы сети
Интернет являются хорошей базой для создания информационно-предметной среды,
образования и самообразования учащихся, удовлетворения их личных интересов и
потребностей.
Цель моей работы:
рассмотреть образовательные Интернет ресурсы как современные средства обучения
и влияния их на эффективность педагогического процесса.
Интернет на уроках географии нужен как средство
придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики.
Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и
познания географических процессов. Считаю, что совместное использование
ресурсов Интернета и традиционных средств делает уроки географии более интересными,
наглядными и понятными. И позволяет решить следующие аспекты в образовательном
процессе:
1.
интегрирование
программы по географии;
2.
углубленное
изучение материала по предмету;
3.
ликвидация
пробелов в знаниях, умениях, навыках;
4.
подготовка
к сдаче ЕГЭ и ГИА
5.
самостоятельный
поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
6.
формирование
и развитие умений и навыков аналитического мышления при использовании
материалов сети разной степени сложности;
7.
подготовка к олимпиаде.
Урок с использованием
ресурсов Интернета требует тщательного планирования и продумывания видов
деятельности учащихся в ходе занятия. Применять ресурсы сети Интернет можно как
на отдельных этапах урока, так и в течение всего урока. Интернет – это источник
дополнительной и актуальной информации. Необходимо искать те информационные
данные, которых действительно не хватает на уроке – фотопутешествия,
статистические данные, он-лайн тесты, видео о природных процессах. Тогда можно
сделать процесс обучения более эффективным.
Уроки с использованием
Интернет-ресурсов открывают для ребят новые возможности, прежде всего для
самообразования. Поиск информации в сети Интернет по грамотно поставленному
заданию на уроке в настоящее время является необходимым условием для
формирования информационной компетентности у учащихся.
На этапе подготовки
модели урока использую ресурсы разработанные учителями и апробированные в
школьной практике. Например, хранилище единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, сайт
учителей «Я иду на урок географии» http://geo.1september.ru/.
При изучении физической
географии в 6-7 классах использую материалы сайта http://www.nat-geo.ru/, вместе мы путешествуем с ребятами
по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты. Данные для составления заданий по теме «Погода» беру с
сайта http://www.meteoweb.ru/ Ребята с удовольствием изображают
графически погоду дня, сами ведут дневник наблюдения за погодой. Таким образом
я стараюсь развивать интерес к предмету.
На сайте http://photography.nationalgeographic.com/photography/. находятся
коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от
всемирно известного журнала National Geographic, которые помогают наглядно
проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.
Географический справочник http://geo.historic.ru/,
Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/,
отечественный интернет-сервис, содержащий
масштабируемые справочно-географические и некоторые тематические (политическая,
часовые пояса и др.) карты мира, России, отдельных стран и городов http://www.mirkart.ru/,
помогают поддерживать познавательный интерес у учащихся.
При подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся используют сайты: http://www.edu.ru/moodle/,
http://www.fipi.ru/.
Рекомендую ребятам сайт Русское
географическое общество http://www.rgo.ru/. Статьи по экономике и экологии, о природе России,
использую и на уроках, и при подготовке к Всероссийской олимпиаде по географии.
Рубрика «Олимпиада», где размещены тренировочные задания, помогает моим ребятам
достойно участвовать в предметной олимпиаде.
Информация о том, в каком
объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в
«Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах», которые необходимо соблюдать. Продолжительность работы с ТСО
учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–9 классов – 20 минут, 10–11 – на первом
уроке 30 мин., на втором – 20 мин. Для профилактики общего утомления у ребят
провожу зарядку. Работу с компьютером необходимо разумно сочетать с другими
видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например,
обсуждение материала, выполнение графического задания и т.п.).
Заключение
Анализируя
свой небольшой опыт в использовании ИКТ на уроках, могу с уверенностью сказать,
что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
·
обеспечить
положительную мотивацию обучения;
·
обеспечить
дифференцированный подход в обучении;
·
повысить
объем выполняемой работы на уроке;
·
рационально
организовать и повысить эффективность урока;
·
усовершенствовать
контроль знаний;
·
формировать
навыки подлинно исследовательской деятельности;
·
обеспечить
доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
Все это способствует повышению качества обучения. Методика
проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов позволяет применять такие
формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записи в
тетрадях основных терминов, воспроизводство содержания схем. Поисковая работа
побуждает учащихся осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки
работы с образовательными Интернет-ресурсами, активизирует исследовательскую
работу.
Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС – обучение в
глобальных информационных сетях// Школьные технологии, 2000. – №5. – С.243–248;
№6. – С.159–167.
2. Сиговцев, Г.С. Интернет для образования – возможность и
необходимость / Г.С. Сиговцев. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 2003
3. Завьялова О.А. Формирование элементов
информационной компетентности учащихся на уроках с использованием
интернет-ресурсов.// Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.
4. http://www.allbest.ru/
|