Четверг, 25.04.2024, 13:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Творческое содружество "Континент"

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Подходы к оценке достижений планируемых результатов по географии в рамках ФГОС

Подходы к оценке достижений планируемых результатов по географии в рамках ФГОС

Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания  в соответствии с  Программой воспитания и  социализации  школы  «Человек. Природа. Общество»  (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы обучения на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

Итоговая оценка по предмету формируется сегодня на основе:

  • предметных, метапредметных результатов;
  • результатов мониторинга образовательных достижений по предмету, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за итоговые работы по темам;
  • оценок за выполнение работ входного, промежуточного и итогового контроля по предмету;
  • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
  • оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ).

Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание, а значит, и всю учебную деятельность. Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем разные направления деятельности учащихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения  к себе,  к одноклассникам.

В системе  оценивания  используется шкала  оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода»,  главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).

Таблица 1. Система оценивания образовательных результатов

(академия С-Петербурга «Методические рекомендации  по разработке  основной  образовательной  программы» Л.М. Беловицкая, М.В. Бойкина и др.)

 

Особенности системы оценивания

 

Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

Личностные результаты

 

Форма

Персонифицированная  количественная оценка

Персонифицированная/ «выпускник научится»

Неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации  результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, справки по результатам диагностического контроля, мониторинга в целом

Дневники наблюдения  учителя, анализ внеаудиторной деятельности (журнал)

Способ (поэтапность  процедуры)

Тематические  контрольные  работы, тестовый контроль, диагностические работы, входной, промежуточный, итоговый контроль.

Проектная деятельность, участие в предметной олимпиаде, научно-практических конференциях, портфолио.

Условия эффективности системы оценивания

Они могут быть различными, но систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога.

С целью наиболее полного отражения особенностей школьной технологии оценивания образовательных результатов обучающихся  при  разработке системы проверочных и учебно-методических материалов необходимо  целесообразно выделить следующие моменты:

  • ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

  • КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Максимальный уровень

 

 

 

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

 

 

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень

 

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

  • ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), 

Таблицы образовательных результатовсоставляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

  • таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
  • таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
  • таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Таблица заполняется на основании диагностических работ.
    • КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Педагогическая диагностика понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.

Статистический анализ исследовательских работ показал, что путь к успеху лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий. Основное направление современной педагоги­ки - переход к научно-технологическому уровню профессионального мышления.

Чаще всех используется диагностика учебных результатов учащихся по четырем уровням (по Шамовой Т.И.):

I уровень - 100-80% - оптимальный;

II уровень - 79-65% - допустимый;

III уровень - 64-50% - критический;

IV уровень - менее 50% - недопустимый.

Используются данные анализа контрольно-методических срезов, контрольных работ, проводимых периодически в течение года. Анализ результатов этих контрольных срезов позволяет учителям индивидуализировать учебную работу на уроках, выделить учащихся, нуждающихся в дополнительных консультациях, конкретизировать объем и содержание педагогической помощи для каждого ученика. Практика показывает, что повышение уровня ЗУН находится в прямой зависимости от педагогических усилий учителя, уровень обучаемости в очень большой степени зависит от наследственных факторов и психофизиологических особенностей личности ученика и вследствие этого редко повышается даже при большом объеме педагогической помощи. В отдельных случаях оказывается возможным повысить уровень обучаемости за счет именно формирования общеучебных умений и навыков, необходимых для саморазвития и расширения зоны ближайшего развития ученика. Выявление уровня обучаемости учащихся позволяет адекватно оценивать их учебные возможности, тогда как применение только оценки предметных ЗУН из-за учебных пробелов может приводить к занижению возможностей детей, негативно влиять на их самооценку и отношение к учебному процессу.

Презентация 

Категория: Cтатьи | Добавил: geografiya (31.08.2016)
Просмотров: 2617 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
РЦОКО
УМЦ

 

Полезные ссылки

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz